«Рост долговой нагрузки в энергетике и ЖКХ. Причины, следствия, пути решения»

Миссией Ассоциации является формирование в России организованного рынка долгов как особого класса проблемных активов, а также содействие в развитии санации и реструктуризации бизнеса.


20 сентября 2021 г. состоялось совместное заседание Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, Комитета Московской ТПП по вопросам разрешения долговых споров и Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами на тему: «Рост долговой нагрузки в энергетике и ЖКХ. Причины, следствия, пути решения».

_-1.jpg

В последние несколько лет наблюдается стабильный рост дебиторской задолженности в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. По итогам I квартала 2021 года долги за ЖКУ в России выросли до 1,33 трлн. рублей, что почти на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

По итогам 2020 года объем задолженности в электроэнергетике и теплоэнергетике вырос до 374,9 млрд руб. и 209,2 млрд руб. соответственно. В 2021 году продолжается тенденция роста задолженности (425,5 и 237,9 млрд руб. соответственно по итогам 1 квартала).

Рост дебиторской задолженности создает угрозу финансовой стабильности предприятий энергетического комплекса, срыва программ текущего и капитального ремонта и энергетической безопасности Российской Федерации.

В то же время эффективность стандартных методов взыскания дебиторской задолженности (взыскание в судебном порядке, банкротство) снижается. Как показывают статистические данные, в рамках завершенных процедур банкротства размер погашенных требований кредиторов снизился с 5,2% в 2019 году до 4,4% в 2020 году.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо срочное принятие законодательных и организационных мер. В частности, необходим пересмотр правового регулирования работы с проблемными активами в энергетическом секторе и ЖКХ.


На повестке дня были поставлены вопросы:

  1. Как остановить рост объема задолженности в энергетике и ЖКХ?
  2. Проблемные вопросы взыскания задолженности в энергетической отрасли и ЖКХ.
  3. Законодательные ограничения оборота проблемных активов в энергетике и ЖКХ. Запрет цессии и агентской схемы.
  4. Возможности изменения законодательства и судебной практике по работе с коммунальными долгами.
  5. Необходимость создания фонда плохих долгов энергетики и ЖКХ/региональных долговых центров.

В заседании приняли руководители компаний ведущих топливно-энергетических корпораций.